Медицинское освидетельствование
Алкогольное опьянение

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Порядок и правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Заключение о состоянии опьянения

 

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 статьи 27.12 КоАП РФ. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ).

Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила и порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформление его результатов установлен "Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (в ред. постановления Правительства РФ от 10 февраля 2011 года № 64).

В соответствии с указанными Правилами медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг (пункт 13 Правил). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям (пункт 14 Правил). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств (пункт 15 Правил). Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Присутствие понятых лиц при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения законами и нормативными актами Минздрава не предусмотрено: ни Кодекс РФ об административных правонарушениях, ни Правила освидетельствования не содержат норм о том, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения должно осуществляться в присутствии понятых (см. также Решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 года по делу № ГКПИ09-1325).

В настоящее время (Июль 2014 года) медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, проводится в соответствии с "Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 в редакции приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 года № 1, от 14 июля 2009 года № 512н, от 15 февраля 2010 года № 85н, от 25 августа 2010 года № 724н, которой установлены правила и порядок медосвидетельствования водителей транспортных средств.

Распространено мнение, что при медицинском освидетельствовании сначала должен быть проведен осмотр и обследование освидетельствуемого лица с выявлением клинических признаков, предусмотренных актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и лишь затем проводится исследование выдыхаемого воздуха (пункт 15 акта). На самом деле это не так. Ни Правила освидетельствования, ни Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, ни иные нормативные документы не устанавливают такой порядок проведения медицинского освидетельствования в отношения водителя транспортного средства. Медицинский сотрудник вправе начать проведение медицинского освидетельствования с исследования выдыхаемого воздуха (п. 15.1.1 акта), а в промежутке времени между первым (п. 15.1.1 акта) и вторым (п. 15.2 акта) исследованиями выдыхаемого воздуха, провести все необходимые действия, предусматривающие клиническое обследование освидетельствуемого лица (п.п. 6 - 14 акта).

Технические средства измерения (приборы), наиболее часто используемые для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при проведении медицинского освидетельствования, и их технические характеристики приведены на страничке "Технические средства медицинского освидетельствования, приборы медицинского освидетельствования, средства медицинского освидетельствования, анализаторы алкоголя, индикаторы алкоголя, алкометры, алкотестеры" сайта "Информационный портал правовой помощи". Особое внимание следует обратить на условия и правила корректного и правильного использования приборов для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе - см. пояснения к таблице "Список приборов, описание которых частично приведено на данном сайте, технические характеристики приборов, особенности применения приборов" и ссылки на страничке "Определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, крови, биологических средах организма" сайта "Информационный портал правовой помощи". Допустимость использования технического средства измерений подтверждается наличием действующего сертификата об утверждении типа средств измерений и свидетельства о поверке средства измерений (наличие соответствующей отметки в паспорте на прибор).

На страничке "Эндогенный алкоголь" сайта "Информационный портал правовой помощи" рассмотрен вопрос о так называемых нулевых показаниях технических средств измерения.

Также, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Правилами освидетельствования, Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования, иными нормативными документами при проведении медицинского освидетельствования не предусмотрена распечатка результатов исследования выдыхаемого воздуха на бумажных носителях (см. также решение Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 года по делу № ГКПИ09-1325).

Приказом от 25 августа 2010 года № 724н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации исключило необходимость учета клинических признаков опьянения при вынесении заключения о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя при проведении медицинского освидетельствования в отношении лица, которое управляет транспортным средством и допустимая концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут. В пункте 16 акта отмечается, что забор биологического объекта для химико-токсикологического исследования не осуществлялся.

В этой связи и с учетом примечания к ст. 12.8 КоАП РФ, введенного Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ, следует согласиться с мнением заместителя председателя Мосгорсуда Фомина Д.А., изложенным в п. 4 информационного письма от 27.08.2013г. № 1-23-20/13, согласно которому: "... заключение о состоянии опьянения выносится при определении в выдыхаемом воздухе при повторном исследовании абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей (не равной!) 0,16 мг/л без учета погрешности прибора. Если при повторном исследовании концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0,16 мг/л и менее, то заключение о состоянии опьянения не может быть сделано". Единственное, что следует добавить, данное утверждение не распространяется на вынесение заключения медицинским персоналом, так как в Инструкции по медицинскому освидетельствованию отсутствует соответствующее положение о пороговом значении концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе более 0,16 мг/л.

Вместе с тем, очевидно явное несоответствие и противоречие данной нормы Инструкции с положением пункта 22 той же самой Инструкции, предусматривающим вынесение заключения о наличии опьянения по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта (кровь или моча), проводимого в установленном порядке, при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамм на один литр крови при оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии. Очевидно, что к этой категории граждан относятся как водители, так и пассажиры и иные участники дорожного движения, а также граждане, не являющиеся участниками дорожного движения, но по тем или иным причинам оказавшиеся участниками ДТП.

Кроме того, норма пункта 16 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования не согласуется с положениями Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14, согласно которым врач составляет заключение на основании критериев, изложенных в Методических указаниях по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14. Согласно этим критериям (медицинские критерии) состояние алкогольного опьянения устанавливается на основе выявления сочетания синдрома алкогольного опьянения при положительных результатах определения алкоголя в биологических пробах.

В отношении граждан, не являющихся водителями транспортных средств, медицинское освидетельствование проводится в соответствии с правилами и порядком, установленными Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14, согласно пункту 7 которой основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, должны служить данные всестороннего медицинского освидетельствования. После его завершения производится отбор выдыхаемого воздуха или биологических жидкостей организма для исследования их на наличие алкоголя. Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными.

К гражданам, в отношении которых медицинское освидетельствование проводится в соответствии с указанной Временной инструкцией, в частности относятся машинисты, лица летного состава и прочие граждане, в том числе непосредственно связанные с источниками повышенной опасности, например, операторы атомных электростанций. Парадокс, но для этой категории граждан состояние опьянения в результате употребления алкоголя устанавливается при наличии клинических признаков опьянения (синдром алкогольного опьянения) с учетом концентрации алкоголя, определяемой при лабораторном исследовании биологической среды: выдыхаемого воздуха, мочи, слюны. При этом согласно Методическим указаниям "Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14 (приложение № 3 к Временной инструкции Минздрава СССР от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14 "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения"), в соответствии с которыми врач выносит заключение (пункт 13 Временной инструкции), легкая степень алкогольного опьянения устанавливается при концентрации алкоголя в крови от 1,0 до 2,0 ‰ (промилле) (для лиц с травмами и заболеваниями, сопровождающимися тяжелым, бессознательным состоянием больного, затрудняющим выявление клинических симптомов опьянения). Однако отметим, что для указанной выше категории лиц действует положение об отстранении от исполнения служебных обязанностей по факту употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психоактивных веществ.

Тем самым, в настоящее время законодатель и Министерство здравоохранения Российской Федерации провели разграничение понятия "состояние опьянения в результате употребления алкоголя" для водителей транспортных средств, для лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и находящихся в тяжелом состоянии, для граждан, не являющихся водителями транспортных средств и направляемых в медицинские учреждения для прохождения медицинского освидетельствования правоохранительными органами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций по месту работы, а также в отношении иных граждан (см. предыдущий абзац) и граждан, самостоятельно обращающихся в медицинские учреждения с целью освидетельствования.

Правила и порядок медицинского освидетельствования, установленные указанной выше Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14, применяются и в отношении граждан, являющихся водителями транспортных средств, самостоятельно обратившихся в медицинские учреждения с целью прохождения медицинского освидетельствования в связи с конфликтной ситуацией с сотрудниками ГИБДД. При этом срок обращения по поводу медицинского освидетельствования нормами законов или нормативных правовых актов Минздрава РФ не установлен (см. "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств: мифы и реальность"). В указанном случае для правильной оценки результатов такого освидетельствования необходимо учитывать временной промежуток между отказом от освидетельствования или проведением первого освидетельствования и прохождением такого освидетельствования по инициативе самого водителя, а также соблюдение правил проведения такого освидетельствования и прочее.

Верховный Суд Российской Федерации решением от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458 отказал г-ну Дронову Д. В. в удовлетворении заявления об оспаривании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 724н "О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308".

В решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что с доводом заявителя о неправомерности исключения из Инструкции предписаний, которые требовали от медицинских работников учитывать при установлении состояния опьянения наличие клинических признаков опьянения у освидетельствуемого лица, суд согласиться не может, поскольку положений об учете клинических признаков опьянения при определении результатов медицинского освидетельствования ни в Кодексе, ни в Правилах освидетельствования не содержится. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя может быть вынесено врачом-психиатром-наркологом на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом его допустимой погрешности.

Верховный Суд констатировал, что утверждение заявителя о противоречии Приказа Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10), суд считает ошибочным, поскольку названная классификация вопросы медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, не регулирует.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации доводы заявителя о том, что в организме каждого человека присутствует эндогенный алкоголь в объемах, которые определяются в выдыхаемом воздухе освидетельствуемого лица при помощи технических средств измерения, в результате чего лицо признается находящимся в состоянии алкогольного опьянения без употребления алкоголя, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на предположениях и опровергаются объяснениями представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о том, что разрешающая способность методов, используемых при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, на несколько порядков превышает концентрацию эндогенного алкоголя. Таким образом, эндогенный алкоголь не определяется при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения и, следовательно, не влияет на его результаты.

Не останавливаясь на противоречивости, необоснованности и ошибочности ряда положений и выводов решения Верховного Суда от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458, отметим, что, наконец-то, официально обращено внимание на необходимость учета погрешности технического средства измерения при проведении медицинского освидетельствования: "заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя может быть вынесено врачом-психиатром-наркологом на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом его допустимой погрешности". Опять же: "может быть, а может и не быть". Остается дождаться, когда Минздрав РФ отреагирует на это заключение Верховного Суда РФ.

Спрашивается, и зачем "огород городить" и проводить медицинское освидетельствование по факту употребления алкоголя, если, по мнению Верховного Суда, все сводится к соблюдению пункта 8 Правил, предусматривающего порядок установления состояния алкогольного опьянения при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, когда не требуются ни лицензия, ни обучение по вопросам медицинского освидетельствования, ни специальные познания в области медицины и отсутствуют показания для оказания неотложной медицинской помощи в медицинских организациях? И чем, в таком случае, медицинское освидетельствование отличается от "полицейского", если от врача не требуется применение каких-либо специальных познаний в области медицины, а достаточно только техническое исполнение процедуры освидетельствования?

Согласно пункту 17 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества) (вопросы медицинского освидетельствования в результате употребления наркотических, психотропных и иных веществ, вызывающих опьянение рассмотрены на страничке "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения" сайта "Информационный портал правовой помощи").

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года № 23 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения вправе проводить должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти – также должностное лицо военной автомобильной инспекции (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ). Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач-психиатр – нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанными актами не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей). С учетом того, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства.

Вопросы медицинского освидетельствования на состояние наркотического или иного, в том числе токсического, опьянения, рассмотрены на страничке сайта: "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения. Наркотическое опьянение, лишение водительских прав, состояние, симптомы, признаки наркотического опьянения, медицинское освидетельствование на наркотическое опьянение. Порядок и правила медицинского освидетельствования. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования. Заключение о состоянии опьянения".

Последние изменения и дополнения по вопросам медицинского освидетельствования - см. по ссылке "Медицинское освидетельствование".

В процессе подготовки защиты в суде рекомендуем ознакомиться со сведениями, изложенными на страничках: "Основные ошибки, недостатки и недочеты, допускаемые в процессе подготовки к защите и при защите в суде", "Триединая задача защиты прав в суде. Задачи и организация защиты прав в судах".

В случае возникновения вопросов Вы можете получить полноценную и профессиональную консультацию, воспользовавшись контактными данными на страничке "Обратная связь".

 

Главная

Карта сайта. Навигация по сайту

Обратная связь

 

Copyright © pravo.hop.ru 2011-2014 Last-Modified 21 июля 2014
defender - защита прав в суде. Профессиональные правовая помощь и защита при лишении прав
Все права защищены


pravo.hop.ru