Юридические консультации и правовая помощь |
Задачи защиты и организация защиты Детализация по категориям правонарушений |
|
---|---|---|
Главная | Карта сайта и навигация по сайту | Обратная связь |
В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ). Повторное совершение правонарушения по статье 12.26 КоАП РФ влечет уголовную ответственность по статье 264.1 УК РФ.
При осуществлении защиты в суде по статье 12.26 КоАП РФ следует учитывать, что непосредственно часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ прямо предусматривает, что требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения должно быть заявлено сотрудником ГИБДД, то есть уполномоченным должностным лицом, и должно быть законным, то есть основываться на положениях и нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года № 23 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования. При рассмотрении этих дел в суде, при организации и планировании защиты необходимо проверять соблюдение установленного законом порядка направления на медицинское освидетельствование, в том числе наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование, либо при отсутствии понятых - наличие видеозаписи процессуальных действий. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, либо при отсутствии понятых не велась видеозапись процессуальных действий, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с учетом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ. Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ). Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника полиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п. Следует иметь в виду, что наличие одного или нескольких из признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования, не может служить законным основанием направления водителя на медицинское освидетельствование, так как законные основания направления водителя транспортного средства и порядок такого направления изложены в разделе III Правил освидетельствования. Так, Верховным Судом Российской Федерации по делу № ГКПИ09-554 от 17 июня 2009 года сделан вывод, что при решении вопроса о наличии законных оснований для применения указанной меры обеспечения производства по административному делу (ред. - по-видимому, Верховный Суд РФ имел в виду "медицинское освидетельствование", но по контексту решения Верховного Суда РФ так и напрашивается "направление на медицинское освидетельствование") подлежат применению нормы раздела III Правил, воспроизводящие указанные в части 1.1. статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливающие порядок направления на такое освидетельствование. Обращаем Ваше внимание, что с 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) лица, которое управляет транспортным средством, проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", которым утвержден новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), отменены приложения № 1 - 6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", в том числе и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, и согласно которому с 01 июня 2016 года вводится новая форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) под тем же номером учетной формы, что действует и в настоящее время. В соответствии с указанным приказом Минздрава РФ медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях: Внесение медицинским персоналом каких-либо записей в протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения новым порядком медицинского освидетельствования не предусмотрено.
В связи с изложенным при осуществлении защиты в судах по административным делам, предусматривающим ответственность по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ (отказ от медицинского освидетельствования, или отказ от прохождения медицинского освидетельствования), необходимо проверить соблюдение требований закона при сборе, фиксировании и закреплении, а также при оформлении доказательственной базы в процессуальных документах, проверить законность требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проверить соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, соблюдение порядка и правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если таковые осуществлялись и в случае, если отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения был заявлен непосредственно медицинскому работнику, при осуществлении защиты необходимо проверить соблюдение установленного порядка оформления отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, учетная форма которого утверждена приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 676 "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения". Зачастую решающее значение для правильного разрешения указанных дел имеют сведения, полученные в суде при опросе лиц, указанных в процессуальных документах в качестве понятых, а также инспектора ДПС, составившего административный материал, его напарника, других сотрудников ДПС ГИБДД и сотрудников ППСМ, иных свидетелей и очевидцев, присутствовавших при событии и которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Не следует пренебрегать своевременным и заблаговременным ознакомлением с видеозаписью, которая предусмотрена законом вместо привлечения понятых при осуществлении процессуальных действий должностными лицами ГИБДД (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ). Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 6 статьи 25.7 КоАП РФ). Необходимо проверить правильность составления и оформления протокола об административном правонарушении и других материалов дела; по имеющимся сведениям, установить правильность осуществления процессуальных действий и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в условиях соблюдения прав лица, в отношении которого применяются такие меры, гарантированных законом и обеспечивающих реализацию им своих прав на защиту. Ищите нарушения установленного порядка и правил направления на медицинское освидетельствование, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, со стороны инспектора ДПС при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, со стороны медицинских работников, выявляйте противоречия в сведениях, содержащихся в протоколах, в иных материалах дела, оформленных в связи с отказом от медицинского освидетельствования, если таковые имеются, вызывайте в суд и опрашивайте сотрудников полиции, понятых, свидетелей, очевидцев события, медработников с целью получения и фиксирования в судебном заседании доказательств указанных нарушений. И не забывайте вести аудиозапись заседаний суда! Самостоятельно с высокой долей вероятности выиграть дело по статье 12.26 КоАП Вы сможете, если сумеете в суде доказать, что Вы не управляли транспортным средством, либо сумеете обосновать незаконность требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования, отсутствие законного основания для направления Вас на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, либо убедите судью в нарушении сотрудником ДПС установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб к изложенному выше добавляются доводы о нарушениях процессуальных требований со стороны суда первой инстанции. Однако нельзя утверждать, что Вы непременно выиграете дело даже при самом лучшем для Вас раскладе, так как нарушение закона для российской судебной системы "правосудия" является нормой, а не исключением. Следует для себя уяснить, что только комплексный подход при осуществлении защиты в суде имеет шанс для положительного разрешения дела в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Недоучет хотя бы одного из факторов, неправильное и некомпетентное изложение доводов защиты в суде, недостаточная убедительность и обоснованность доводов будут иметь следствием неудачу при разрешении дела в суде первой инстанции, постановление которой, в силу "чести мундира" непременно будет оставлено в силе вышестоящими судами, вплоть до Верховного Суда РФ. Однако и здесь возможны исключения из общего правила - см., например, постановление Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2. При наличии результатов независимого медицинского освидетельствования, проведенного по инициативе водителя транспортного средства в медицинском учреждении, следует очень внимательно продумать вопрос о представлении протокола медицинского освидетельствования в суд и правильно обосновать данный документ в качестве доказательства невиновности водителя. В частности, для обоснования соблюдения временного промежутка между отказом от медосвидетельствования и прохождением медицинского освидетельствования потребуется привлечь специалиста с медицинским образованием, чтобы хотя бы ориентировочно, но на основе специальной литературы, связать признаки, указанные в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в показаниях ИДПС, понятых лиц и свидетелей, с концентрацией алкоголя в крови и поставить под сомнение достоверность выявления признаков опьянения у водителя транспортного средства. В этой связи также целесообразно ознакомиться с материалами, изложенными на страничке - "Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств: мифы и реальность". Обновленная, дополненная и измененная версия данной статьи, вопросы защиты в судах - см. "Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения". В процессе подготовки защиты в суде рекомендуем ознакомиться со сведениями, изложенными на страничках: "Основные ошибки, недостатки и недочеты, допускаемые в процессе подготовки к защите и при защите в суде", "Триединая задача защиты прав в суде. Задачи и организация защиты прав в судах". В случае возникновения вопросов Вы можете получить полноценную и профессиональную консультацию, воспользовавшись контактными данными на страничке "Обратная связь". |
Copyright © pravo.hop.ru 2011-2021
Last-Modified
2021-07-15
defender - защита прав в суде. Профессиональные правовая помощь и защита при лишении прав
Все права защищены